Тема: «Кубань – земля казачья».
Цель: - привитие любви к родному краю;
-закрепление знаний об истории
образования Кубани;
-этическое, эстетическое,
патриотическое воспитание.
ОБОРУДОВАНИЕ:
-административная карта края;
панно «Подсолнухи»,
-книги кубанских прозаиков и
поэтов;
-иллюстрации из книги «Родная
Кубань»;
-набор открыток
«Екатеринодар»;
-фотографии с видами городов
края; рисунки детей.
Ход классного часа
1.орг. момент. Звучит гимн Кубани.
2. Кубань – земля казачья.
Вступительное слово учителя.
История образования Краснодарского края.
(Слово учителя сопровождается демонстраций
иллюстраций и открыток. )
Русские люди жили на Кубани издавна. Ещё в
начале 18 века на эту вольную землю приходили беглые крепостные; одно за другим
возникали здесь поселения донских казаков – некрасовцев, участников
Булавинского бунта 1707 года.
Грамоту на владение кубанскими землями
казакам даровала царица Екатерина 2 в благодарность за верную службу. Освоение
Прикубанья Россией началось в конце 18 века. На постоянное жительство сюда
вскоре после того, как в 1775 году Екатерина 2 уничтожила Запорожскую Сечь
переселяли казаков с Дона и Украины, а затем и крестьян. После заселения край
был разделён на 40 куреней. Где кому жить – вековать, решила беспристрастная
жеребьёвка.
Первый отряд казаков под командованием
полковника Саввы Белого, следовавший морем, высадился в августе 1792г. на
берегу Тамани. Сегодня на этом месте стоит памятник казакам – черноморцам.
Второй отряд, во главе с атаманом Захарием
Чепегой, осенью того же года, двигаясь посуху, подошел к Ейскому укреплению.
Осеннее ненастье вынудило казаков зазимовыать здесь, и только весной они
отправились в дорогу. Долгим показался казакам путь по бескрайней цветущей
кубанской степи. Лишь скрип телег, запряженных волами, да конский топот
нарушали вековую тишину этих мест. По дороге к ним присоединился последний
отряд во главе с войсковым судьей Антоном Головатовым.
Наконец подошли к высокому берегу Кубани.
Здесь, в урочище Карасунский Кут, здесь казаки заложили крепость. С нее
начинался город Екатеринодар. Сюда привезли нехитрые пожитки, оружие и походную
церковь.( слайды)
Екатеринодар разместился рядом со старой
суворовской крепостью. Насыпали вал, поставили вышки – все Закубанье как на
ладони! Три четверти года река защищала крепость гибким широким поясом, а зима
наводила мосты, и положение крепости ухудшалось: всякую минуту, и днём и ночью,
можно было ожидать нападения горцев. На месте сегодняшнего города были
болотистые места: вокруг крепости бушевали травы, поднимались комары, вечерами
оглушал лягушачий хор. И именно отсюда, от Карасунского Кута, наши предки
провели плугом первую борозду в степи: это была будущая улица Красная.
Сегодня мы не просто говорим о Кубани, а
потому что 13.09.2011 года исполнилось 74 года со дня образования
Краснодарского края.
Символом
нашего края считается цветок подсолнуха. Это символ величия, достатка, солнца. 2.
Веселые песни
1. Могучие горы,
Летят в поднебесье
Степные просторы Открытая
высь голуба
Приморского берега грань, И нету красивее
Леса и поляны,
Края России,
Сады и лиманы – Чем наша родная Кубань!
Все это – родная Кубань.
3.Физминутка.
- Эта игра была одной из
любимых у казачат « Коршун».
Дети выбирают – коршуна,
наседку и цыплят.
-Коршун, коршун, что ты
делаешь?
- ямку рою.
-На что тебе ямка?
-Копеечку ищу.
-На что тебе копеечка?
- Иголочку куплю.
- Зачем тебе иголочка?
- Мешочек сшить.
-Зачем мешочек?
-Камешки класть.
-Зачем тебе камешки?
- в твоих деток кидать.
-За что?
- Ко мне в огород лазят.
- Ты бы делал забор выше,
коль не умеешь, так лови их.
4.Литературная
страничка.
- О каких чертах характера
говорят кубанские пословицы?
-Борода росла, а ума не
принесла.
- Чем добру остаться, лучше
пузу раздаться.
-Самолюб никому не люб.
- Без хозяина двор плачет, а
без хозяйки хата.
5. Новая Кубань.
У органов местного
самоуправления существует заинтересованность во взаимодействии с казачьими
обществами и организациями в направлениях:
- создания условий для деятельности добровольных формирований населения по
охране общественного порядка;
- организации благоустройства и озеленения территории поселения, использования,
охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых
природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
- организации и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в
поселении;
- содействия в развитии сельскохозяйственного производства;
- создания условий для массового отдыха жителей поселения и организация
обустройства мест массового отдыха населения;
- создания условий для развития местного традиционного народного
художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии
народных художественных промыслов.
Также до сих пор существуют школы и
лицеи казачества.
Учащиеся
лицея казачества и народов Кавказа в Железноводске
Вот уже 14 лет в учебном заведении
действует детское казачье самоуправление. На базе музеев «История и культура
терских казаков» и «История лицея» проходят тематические уроки. Лицеисты ведут
научно-исследовательскую работу по казачьей проблематике. Шесть лет на базе
общелицейской малой академии наук проходит зональная открытая
научно-практическая конференция, в которой участвуют школьники из других
городов Кавминвод. Слушатели академии успешно выступают со своими
исследованиями в периодической печати и научных сборниках.
Не случайно в 2007 году
Южно-Российский лицей стал победителем Всероссийского конкурса образовательных
учреждений, успешно реализующих инновационные программы, а пять его педагогов –
обладателями президентского гранта в рамках приоритетного национального проекта
«Образование». За работу по патриотическому воспитанию учебное заведение и его
директор награждены почетным знаком коллегии российского государственного
военного историко-культурного центра при Правительстве РФ.
Задача – воспитать патриотов,
всесторонне развитых, ведущих здоровый образ жизни, готовых к постоянному
самосовершенствованию, – поясняет директор учебного заведения Анатолий
Кузнецов. – Для этого есть все необходимое – сильные педагоги, крепкая учебная
база, бассейн, два спортивных зала, хореографическая студия, стрелковый тир,
автошкола и интернат на 40 мест, где живут приезжие ребята.
Каждый год проводятся общелицейские
казачьи игры, в которых участники соревнуются в плавании, стрельбе, организации
казачьей кухни, верховой езде. А в этом году в очередной раз команда учебного
заведения заняла первое место в проводившихся на его базе XIII краевых
молодежных казачьих играх.
Казачий военно-учебный лагерь «Крым — Сечь» проводится уже 7 лет.
Военные сборы казачьей
молодежи проводятся силами нескольких организаций. Приезжают казаки из разных
регионов Украины: Запорожья, Херсонской области. Принимающая сторона — так
называемые крымские казаки. Россию представляет Таганрогский казачий отдел
Всевеликого войска Донского. Тренировочный лагерь располагается в крымском
горном местечке Эски-Кермен. Российских и украинских казаков делят на смешанные
отряды «десантников», «пограничников» и «морских пехотинцев». За несколько
недель молодых людей учат тактике различных боевых подразделений, форсированию
водных преград, рукопашному бою и альпинисткой подготовке.
Казаки
Пуровского станичного казачьего общества установили памятный поклонный крест на
левом берегу Пура, в том месте, где река пересекает Полярный круг. Возглавляли
эту экспедицию атаман пуровских казаков есаул Николай Рыжков.
На реке Чусовой уральские казаки построят
первую в новейшей истории казачью станицу.
Идея постройки настоящей казачьей станицы родилась еще пять лет назад, но
добиться ее осуществления удалось только теперь. Ведь что такое станица? В
первоначальном значении – отдельный казачий отряд, который и селился рядом, на
одной земле. Позднее станицы превращались в административно-территориальные
центры, объединявшие несколько казачьих поселений. В станице собирался казачий
круг, здесь избирали должностных лиц местного самоуправления, распределяли
повинности, контролировали работу школ и других общественных казачьих
учреждений.
6.Подведение итогов классного
часа.
-Для чего мы должны знать
историю нашего края?
-Что такое исторические
памятники и почему важно их сохранять?
- Что нового вы узнали о
казачестве? |