Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 17.05.2024, 07:18

МБОУ СОШ №15 пос.Незамаевский

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [32]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 49
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Доклад на родительское собрание «Экология и семейное воспитание", учитель биологии МБОУ СОШ № 15 Е.Н.Кривошей

Экология и семейное воспитание

                                               Аэродромы, пирсы и перроны,

                            Леса без птиц и земли без воды…

                                                   Всё меньше - окружающей природы,

                                                                                                                                                Всё больше – окружающей среды.

      Всего несколько поэтических строк, но в них самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы – люди 21 века, почти незаметно для себя вдруг оказались в роли свидетелей и виновников этих изменений. Однако, мы ещё очень далеки от понимания того, чем они могут обернуться и для нас самих и последующих поколений.

     Всё человечество и каждый человек – часть природы. Их самочувствие, благосостояние и жизнедеятельность в значительной степени определяются состоянием окружающей среды.

      В последние годы слово «Экология» звучит всё чаще и всё тревожнее. Если раньше мы не очень – то вникали в смысл этого понятия, то сегодня мы содрогаемся от тех ужасающих факторов приступной травли и убийства природы, а значит и самих себя. Эта информация обрушивается на нас ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем, продукты, которыми мы питаемся, никак не соответствуют тому, что исключает болезни, поднимает настроение, рождает уверенность в завтрашнем дне.

      Увы, экологическая обстановка в России настолько тревожна, что хочется закричать: «Опомнитесь, Люди! Слухи о глобальной катастрофе вовсе не преувеличены!»

       Термин «экология» (от греческого oikos -жилище, дом, место обитания и logos – наука) введен немецким  биологом Эрнстом Геккелем в 1866 году. Экология как наука переживает ныне небывалый расцвет, ибо стала одной из главных наук – наукой о выживании человека в современной экологической обстановке. Экология  человека – это наука о взаимодействии трех систем: природы, человеческого общества и порожденной им техники.

      В 20 веке вся планета стала местом жизни и деятельности людей. Люди создали себе искусственную среду обитания: города и сёла, фабрики и заводы. Комфортабельные условия жизни и работы породили опасные иллюзии относительно полной независимости от природы. Бытует мнение, что древний человек сильнее зависел от среды обитания, чем современный. Но это далеко не так. По мере развития человечества эта связь стала сложной и многогранной, но такой же сильной и жизненно важной, как и прежде. Парадокс в том, что чем более могущественным становилось человеческое общество, тем «успешнее» оно разрушало основу своего существования – природу, свой дом, своё жилище.

     Многие проблемы экологии сегодня – следствие наших нерациональных, экологически безграмотных действий. Кто из нас экономит электроэнергию, особенно на работе? Кто сильно озабочен тем, что вода попусту течет из кранов? А отсюда – потребность в новых, дополнительных источниках электроэнергии, тонны загрязняющих веществ, выброшенных в воздух. А постоянно горящие мусорные кучи во дворах, дымящиеся городские свалки? Ведь за этими, казалось бы невинными действиями, реальные люди, болеющие раком, задыхающиеся от астмы, страдающие аллергией.

      Люди относятся к природе как к скоту, который погоняют и понукают до тех пор, пока тот не упадет замертво. Человек  ещё не постиг очевидной истины: все процессы на Земле взаимосвязаны. Наши ошибки бумерангом вернуться к  нашим детям. Есть грани, которые нельзя преступить без смертельной опасности для жизни. Не приближайте роковую черту!

      К сожалению, наша с вами среда обитания ухудшается гораздо быстрее, чем нам это кажется. За последние 10 лет в Краснодарском крае сложилась крайне неблагоприятная обстановка. Более 15% сельхозугодий заболочены, переувлажнены, имеют повышенную кислотность. В почве накапливаются токсичные соли хлористого натрия, сульфатов цинка. Четверть  продукции, выращенной на наших почвах, непригодна в пищу.

       Количество твердых бытовых отходов и производственного строительного мусора достигло свыше 7 млн м3, которые складируются на огромной территории. В крае многие предприятия не выдерживают санитарных экологических норм. Из-за бесконтрольного потребления запасы питьевой воды резко сократились, а качество - ухудшилось. Главными источниками загрязнения воды являются промышленность и сельское хозяйство. Из 500 рек Кубани осталось только 200, состояние которых оставляет желать лучшего.            

       По данным медицины в крае в последние годы абсолютно здоровых детей рождаются единицы. При отборе учащихся в колледжи, техникумы, институты комиссии отмечают резкое снижение количество умственно способных детей. 30% новорожденных детей имеют отклонения в развитии. Развитие химической промышленности, интенсивная химизация с/хозяйства снизила продолжительности жизни до 40 лет. Резко возросли показатели различных онкологических заболеваний. Это уже не предупреждение природы, это первые плачевные результаты.

     Экология как наука о нашем общем доме в широком смысле слова должна стать одной из сторон воспитания. Нельзя  допускать, чтобы будущий рабочий или инженер, домохозяйка или врач, чиновник или учитель ежедневно на рабочем месте своими руками творили зло.

    Фактически, наши дети должны сделать выбор: либо дальнейшее уничтожение природы, деградация генофонда, либо новый стиль жизни и потребления, новые жизненные ценности.

    Неизвестный китайский поэт 2,5 лет назад сказал:

«Если вы думаете на год вперед – сейте зерна.

Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья.

Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитайте человека».

Наверное, это и есть основная цель экологического воспитания и образования.

     Люди не могут перестать изменять природу, но они могут и должны перестать изменять её необдуманно и безответственно, не учитывая законов экологии. Именно поэтому так важно заботиться об экологическом воспитании детей с раннего возраста. Судьба планеты во многом зависит от экологической культуры человечества. Пройдут года, и ответственность за сохранение природы ляжет на плечи сегодняшних детей. Без знания и учета законов развития планеты ведет к превращению Земли в безжизненную  пустыню. Разве этого мы желаем своим детям?

     Большая роль в экологическом воспитании подрастающего поколения отводится школе. С  этой целью проведен  ряд мероприятий: праздник «День здоровья», неделя экологии «С любовью к природе», общешкольный экологический десант по очистке лесополосы от сушняка и мусора, трудовой десант по благоустройству школьного двора, субботник по очистке и побелке деревьев школьного и поселкового парков. Весь период велась борьба с карантинными сорняками. Походы, экскурсии, выезд на заповедные территории Федоренковы бугры, плато Лаго-Наки с целью изучения природы родного края. Составлена карта источников загрязнения поселка Незамаевский, и много других мероприятий. Сил было приложено немало, но поверьте, очень трудно глядя на чёрное убеждать ребенка, что это белое; учить видеть прекрасное, стоя посреди огромной кучи мусора, говорить о бережном отношении к природе, видя вокруг следы бездушного к ней отношения.

     Надо что- то делать! Давайте начнем с себя: со своего дома, двора, семьи, школы… упорно и кропотливо убеждая способных понимать, борясь с варварством и невежеством.

     Есть один не писаный закон. Срубил дерево – посади два. А какой пример видят наши дети? Лесозащитные полосы, которые посадили  вручную наши родители, бабушки и дедушки варварски вырубаются на дрова. Да, жителей поселка можно понять – с дровами действительно туго. Но лесополосы, столько лет добросовестно выполнявщие свое назначение, исчезают на наших глазах. Срубил дерево – посади два. Ни одного саженца взамен  посажено не было! Наглядный урок. Только урок чего?

      Любовь к природе не декларируется, а воспитывается. И процесс этот кропотливый, требующий учета многих факторов: характера и наклонностей ребенка, образа мышления, его стартовых знаний и способностей. Наскоком здесь ничего не сделать. И сразу же встает вопрос: а как? Каким образом научить ребенка смотреть и видеть? Чтобы развить интерес к природе, надо накопить  хоть немного знаний о ней. А первый помощник в этом – книга. Учите  детей читать, читать и сравнивать прочитанное с тем, что они ежедневно видят вокруг себя. Читайте вместе с детьми, и вы откроете кроме поэзии, мир природы. Читайте детям  сами, и вскоре, ребенок начнет читать вам… Читая, вы вместе со своим ребенком откроете для себя удивительно простые и прекрасные вещи!

Всё – от старой сосны у забора

До большого темного бора

И от озера до пруда –

Окружающая среда.

А ещё и медведь, и лось,

И котенок Васька, небось?

Даже муха – вот это да! –

Окружающая среда.

Я люблю на озере тишь,

И в пруду отражение крыш.

Рвать чернику люблю в лесу,

Барсука люблю и лису…

я люблю тебя навсегда,

Окружающая среда!

     Ребенок является частью природы, и поэтому и воспитание должно быть предельно приближенно к природе: зеленые холмы, бархатистость полей, теплая земля, шершавость стволов, звенящие ручьи и ясное небо, счастливое пение птиц – всё это, оказывается, имеет прямое отношение к воспитанию. природа не только многому учит, но и воспитывает. Поэтому мы, взрослые обязаны знать родную природу и уметь раскрывать её богатство и красоту. И пусть у нас в ближайшем окружении нет величественных гор, сказочных лесов и бескрайних просторов морей. Разве нам нечего показать своим детям?

    Живое общение с природой стимулирует интерес детей к её изучению, оказывает положительное воздействие на психику. Как показывает опыт, одни лишь разговоры о предстоящем походе ли экскурсии в природу вызывают у детей массу положительных эмоций. Они с большим интересом готовятся к выходу.

      К сожалению, коллективных походов  в последние годы становится всё меньше и меньше. Всё реже мы предоставляем нашим детям возможность прикоснуться к прекрасному. Вспомните, сколько раз ваш ребенок ходил с классом в поход? А как часто лично вы предлагали классному руководителю свою помощь в организации таких выходов? Сколько восторженных чувств испытал ваш ребенок в походе? Сколько разочарований было в том, что там, в походе, были чьи-то мамы и папы, а не вы…

       Не экономьте на общении с ребенком в природе. Научите любить красоту  наших восходов и закатов, зелень озимых полей и черноту вспаханного поля. Наши дети должны знать, что прекрасное, удивительное находится совсем близко, рядом,

вокруг нас. Каждое соприкосновение с природой должно стать уроком доброго и внимательного отношения к ней.

   А какие уроки преподносим мы с вами своим детям? Что оставляем им в наследство? Для тех, кто может вспомнить наш совхоз лет 30 назад. Есть что вспомнить. Помните - возле клуба был разбит прекрасный розарий. Там  можно было не только полюбоваться разными сортами роз, но и посидеть на лавочке в  тени молодых деревьев, послушать соловья в совхозном парке. А помните, как бегали смотреть на диковинные растения, зацветающие весной возле новой конторы? Не можете вы этого не помнить! А что будут вспоминать наши дети, внуки? Неужели им достанется в наследство лишь Красная книга да огромная свалка? Неужели их родной дом никогда не станет для них самых красивым уголком в мире? Пусть наши дети будут умнее нас!

  Писатель Михаил Рощин справедливо написал:

- Ты любишь свой дом? Квартиру, комнату, где ты живешь? Не правда ли, это так обыденно и привычно, что даже странно искать во всем этом что-либо интересное. Дом есть дом. И все-таки? Если призадуматься? Ведь самые простые вещи полны самых больших тайн. Надо только уметь смотреть. Смотреть и видеть. Смотреть – это внимание, а видеть – это понимание.   Это большое волшебство:  взглянуть однажды по-новому на то, к чему привык.

      Как древняя пещера, дом служит нам защитой от сил природы, стужи, зноя. Но даже первобытный человек украшал свое жилище. Нам тоже хочется от дома тепла, уюта, комфорта, красоты.

     Обычно, дом становится похож на тех, кто в нем живет: на своих хозяев. Именно здесь происходит волшебство превращения человечка в Человека. Но вот каким наблюдением хочется поделиться. Не только дети, но и взрослые, которым хорошо известно, как нелегко всё достается на свете, стали очень беречь СВОЁ и совсем не беречь ОБЩЕЕ. В доме, где 200 дверей красивы и утеплены, можно увидеть, что дверь подъезда разбита и болтается на одной петле. И все 200 хозяев квартир думают: эта дверь не наша!

Так и слышится: «Этот мусор не наш! Лестница не наша! Яма не наша! У вас  течет, вы и чините!» И так далее. А что далее? Ваш пожар – вы и тушите? Этот океан не наш и атмосфера не наша?

      Нам дали дом, мы стали в нем хозяевами. Неужели для того, чтобы всё разрушить, уничтожить, а потом самим исчезнуть неизвестно куда?

      Остановитесь на мгновение! Возьмите ребенка за руку, посмотрите друг другу в глаза и примите решение. Только все вместе мы сможем сберечь то бесценное, что нам досталось в наследство. Мы все в ответе за жизнь на планете!

    

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Nataly (14.03.2013)
Просмотров: 2278 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz